Роликоопоры и конвейерные ролики

Для перемещения различных насыпных и штучных грузов используют ленточные конвейеры. Они обеспечивают непрерывную подачу материалов и значительно уменьшают потребности в малоквалифицированной рабочей силе на многих предприятиях горной и металлургической промышленности.

Движущаяся лента должна иметь под собой твердую опору. Ею и являются ролики конвейерные различных типов. Основной частью ролика является металлический корпус в форме цилиндра, который вращается вокруг оси за счет подшипников качения. Обычно используется одинарная, двойная или тройная конструкция, то есть по оси вращения располагается от одного до трех единиц роликов. В зависимости от этого диаметр ролика может варьироваться от 60 до 215 мм, а длина от 150 до 2000 мм. Как правило, чем тяжелее груз, тем больше требуется роликов и тем меньше требуемое расстояние между роликоопорами. Для любого конвейера имеются ролики для несущей и холостой поверхностей. Они различаются между собой внешним видом и размерами. В случае одинарной конструкции возможна установка специальных дефлекторных роликов, которые препятствуют сходу ленты от оси движения. Как правило, они располагаются на расстоянии 20 -25 метров друг от друга.

В случае транспортировки тяжелых грузов, например, в угольных разрезах, шахтах используют специальные роликоопоры, Они имеют вид желоба и дополнительно усилены. Шаг роликов в этом случае также небольшой – около полуметра.

Обычно ролики изготавливаются из металла для уменьшения стоимости и увеличения прочности, для некоторых грузов ролики могут оцинковываться. В настоящее время используются и полимерные материалы, если их прочность достаточна для транспортировки. Такие ролики часто применяются в химической промышленности, так как они не корродируют и стойки к действию многих агрессивных сред.

Для некоторых грузов, например, стекла для гладкости поверхности ролики могут частично или полностью прорезиниваться.

Несмотря на простоту конструкции, ролики могут в значительной мере увеличить срок службы ленты и всего конвейера. Даже незначительное увеличение силы трения между ними и лентой приводит к резкому уменьшению общей надежности. Поэтому особые требования предъявляются к используемым подшипникам, их соосности, возможности доступа пыли и влаги внутрь ролика. Обычно их изготавливают полностью разборными, чтобы иметь возможность замены отдельных элементов.