Как выбрать шампанское или игристое вино в магазине
30.09.2022
Игристое вино – символ праздника, и оно может сделать торжество еще более ярким и запоминающимся или немного подпортить. Как не ошибиться с выбором игристого?
Во-первых, давайте договоримся на берегу: мы уважаем международное законодательство и наименования, контролируемые по происхождению. Шампанским в статье мы будем назвать только то, что произведено во Франции и в провинции Шампань. А все остальные вина с пузырьками – игристыми винами. Более подробно об игристых винах и шампанском мы писали вот тут.
На что обращать внимание при покупке
Цена. Здесь все понятно: если бюджет невелик, то лучше обратить внимание на российских производителей. Традиции производства игристого у нас давние, и в целом можно найти неплохие вина. Цены – от 400–500 рублей на полке, ниже – будет совсем грустно, а вот ближе к 1000 рублей уже очень неплохо. Если бюджет в районе 600–1000 рублей, можно уже обращать внимание на просекко и каву. А если выше – вариантов может быть много.
Степень сладости. Сладкие и полусладкие #игристые – все-таки пережиток советского прошлого, сейчас в ходу сухие и полусухие. У них и качество, как правило, повыше (сахарком можно завуалировать и приукрасить огрехи производства и простенькое сырье), и вкус более интернациональный и гастрономичный. Но если очень хочется полусладкого, выбирайте Asti: это игристое вино делается по несложной технологии и по своему качеству даст фору любому полусладкому игристому вину. Все дело в том, что #asti – традиционное вино для северо-востока Италии и оно достаточно качественное в целом. А вот другие полусладкие игристые вина чаще всего или российские, или сделаны по запросу из России, и качество у них будет очень посредственное.
Надпись «вино». На многих недорогих игристых будет красоваться надпись «винный напиток». Не нужно такое брать: это смесь очень низкосортного виноматериала, воды, сахара и ароматизаторов. Это будет «газировка со спиртом».
Хорошие игристые делают в Италии, Испании, Франции, часто – в России, чуть реже – в Германии. Очень редко в магазинах встречаются вина из Нового Света.
Дата оформления и дата розлива. Если #вино сделано традиционным методом брожения в бутылке, на контрэтикетке будут указаны две даты. Одна из них – дата розлива, и она может быть довольно «древняя», так как после розлива в бутылке проходит второе брожение и последующая выдержка на осадке, а это может занять от полугода и до нескольких лет. Вторая дата – это «дата оформления», грубо говоря, это дата, когда бутылка выпущена в продажу и заказана у поставщика. Вот она должна быть довольно свежей, в идеале – не старше года-полутора. Исключения есть – дорогое винтажное шампанское и подобные непростые игристые, но в магазинах такие продают редко. Если же дата оформления давняя, вино может оказаться старым и залежавшимся. Иногда такое случается в супермаркетах и магазинах. Вино долго стоит на полке под софитами, никто его не покупает (бывает такое даже с хорошими винами, но в неудачном магазине), и в итоге вино просто-напросто умирает и не доставляет никакого удовольствия.
На винах, произведенных методом шарма-мартинотти, указывается только дата розлива, и она также не должна быть очень старой.
Бутылка
Большинство игристых будет продаваться в «пузатых» бутылках из толстого темного стекла. Бутылки из прозрачного стекла – очень красивы, но вино в них быстрее «устает», если долго хранится на свету. Поэтому в случае с прозрачными бутылками нужно особенно внимательно смотреть на дату оформления или дату розлива игристого вина и по возможности не брать вина с датой старше 1–1,5 лет.
Этикетка
Приобрести качественный алкоголь можно на нашем сайте goodwin71.ru.В современном мире на этикетке может быть написано все что угодно, и это не будет гарантией качества игристого вина. Можно было бы посоветовать ориентироваться на известные наименования: cava, prosecco, asti, cremant, champagne, zekt. Но сейчас появляются нераскрученные и не очень известные бренды игристых, и они бывают тоже очень хороши. Главное – вино должно быть сделано из винограда и больше там не должно быть ничего. То есть сразу отметаем «винные напитки» и вина, в составе которых указано что-то еще кроме сортов винограда (или виноматериала) и сульфитов (е220 или диоксида серы).
Цвет
В бутылке из темного стекла цвет мы с вами определить не сможем, но если бутылка прозрачная, а цвет – ближе к рыжему или золотому, то брать такое вино не стоит, скорее всего, оно уже очень старое. Игристое вино должно быть почти бесцветного, слегка соломенного или слегка золотистого цвета.
Производитель
Производителей сейчас масса, причем если раньше можно было посоветовать выбирать известные бренды, то сейчас как в российском виноделии, так и в виноделии других стран появилось множество небольших и не очень известных предприятий, которые делают конкурентные по качеству вина. Причем, когда мы видим всемирно известный #бренд, мы должны понимать, что качество его будет довольно средним, «достаточным», а цена складывается не только из качества сырья, часть стоимости мы платим «за бренд». Вкус вина также будет подогнан под среднестатистического потребителя. Он будет спокойным, ровным и часто – невыразительным, чтобы угодить большинству. В случае с менее известными производителями за бренд мы не платим, качество может быть на уровне или даже выше, но вот индивидуальность и характер вина могут быть более ярко выражены, а значит, оно может понравиться не условным 95% потребителей, а меньшему количеству. Потому что вино – с характером. Что тут выбирать – усредненный вкус масс-маркета или вино с индивидуальностью – каждый решает для себя сам.